Александр Горшков: «Музыка меня захватывает»

Александр Горшков: «Музыка меня захватывает»

Немного в мире профессий, которые приносят радость и душевное удовлетворение. Творческие профессии стоят в этом списке на первом месте. Концертмейстер музыкальной школы Пересвета Александр Горшков связал свою жизнь с музыкой и ничуть не жалеет, что выбрал для себя именно этот путь. Почти каждый год он принимает участие в различных областных конкурсах и привозит в Пересвет заслуженные награды. В школе Александра Васильевича ценят как концертмейстера и замечательного музыканта. Он же сам говорит, что музыка – это его жизнь.

- Для мужчины преподаватель в музыкальной школе – профессия, прямо скажем, не распространенная. Как к этому пришли?

- С одной стороны – сознательно, а с другой – неожиданно. Я родился в Пересвете, тогда еще Новостройке, учился в нашей  музыкальной школе с 1964 года. Среднюю школу также окончил здесь. И как бы судьба меня не кидала, все равно сюда же и вернулся. Я не собирался быть музыкантом.

Хотя учился в музыкальной школе на «четверки» и «пятерки». После 8 класса, как музыкальную школу закончил, играть для себя не переставал. И постепенно пришел к пониманию, что музыка – это то, что мне надо. Вам, наверняка, знакомо то чувство, когда музыка захватывает полностью, и можно часами её слушать. Ну, а в моем случае – не просто слушать, но и играть.

Может, на моё сознание и выбор повлияло то, что, учась в школе, слышал более старших учеников, которые играли замечательные произведения, действующие на душу.

Когда я все это прочувствовал, стал заниматься музыкой ответственно. Потом поступил в Пушкинское музыкальное училище. После окончания проработал два года концертмейстером в Пересвете. Затем поступил в латвийскую консерваторию. Закончил ее в 1985 году, женился там же, в Риге, и до 2009 года жил здесь и работал. Работал в музыкальной школе преподавателем и концертмейстером, а также с различными детскими    русскими и латышскими хорами. Когда жена скончалась, я вернулся обратно в Пересвет и пришел в родную музыкальную школу. Здесь уже я учеников не брал и сейчас работаю только как концертмейстер.

- Не жалеете, что вернулись?

- Совершенно не жалею. Здесь мои родные места. Кроме того, если работа тебе нравится, нет особенной   разницы, где ее выполняешь. В музыкальную школу Пересвета я устроился почти сразу на должность концертмейстера. Сейчас аккомпанирую  инструментам, которым нужно сопровождение. На фортепиано, например, произведение можно играть в одиночку. А скрипке нужна поддержка, гармония. Есть, конечно, произведения для скрипки соло, но как правило, ее игру сопровождает фортепиано. Также  с домрой, с балалайкой. Хору тоже нужно сопровождение... В целом, работы много. Поначалу я работал еще несколько лет и в школе искусств в Сергиевом Посаде, но нагрузка оказалась чрезмерной пришлось отказаться.

- Почти каждый год вы принимаете участие в различных музыкальных конкурсах и фестивалях областного уровня. Расскажите о своих достижениях.

- В Московской области проводится много разных музыкальных конкурсов, как для учащихся, так и для педагогов и концертмейстеров музыкальных школ. Они нужны больше не для самооценки, а чтобы форму поддерживать, морально не застаиваться. Мне нравится посещать подобные мероприятия.

Два года подряд я принимал участие в Московском областном открытом фестивале-конкурсе  "Общественная филармония - играют преподаватели ". Жюри состояло из авторитетных известных в музыкальных кругах людей. Участники – сильные музыканты со всей области, лучшие из которых награждались  дипломами и званием лауреат 1, 2, 3 степени. Самым лучшим вручали Гран-при фестиваля.

В 2015 году на фестивале я стал лауреатом 2 степени. А в этом году – 1 степени…

- Теперь вы просто обязаны взять Гран-при и покорить новые вершины! Например, принять участие в конкурсе Чайковского…

- Во-первых , есть возрастные ограничения для участников. а во-вторых, если бы я мог участвовать  в конкурсе Чайковского, я бы, наверное, работал в другом месте. Для этого надо играть слишком хорошо. На областных конкурсах играют по два произведения, а на конкурсе Чайковского – фактически три концертные программы.

- Как в спорте высших достижений!

- Конечно, раз уж сравнивать со спортом – они гроссмейстеры, а мы перворазрядники .

- А что значит – играть хорошо?

- В первую очередь, не должно быть элементарных ошибок – неверных нот, неверной динамики, исполнение должно быть логичное, акценты правильно расставлены, правильно взяты темпы. Например, можно слишком быстро сыграть или слишком медленно – это также учитывается при оценке.  Особенно смотрят на степень воздействия на слушателей – вроде конкурсант все правильно сыграл, а не интересно. А другой играет так, что его заслушаешься, пусть и с небольшими ошибками! Такие музыканты становятся известными, о них говорят, их слушают.

- Что нужно, чтобы о музыканте все узнали?

- Во-первых, должен быть талант. Во-вторых, должно быть огромное желание трудиться. Не просто трудиться, а добиваться совершенного исполнения. Кроме того, нужно обладать хорошим здоровьем. Например, знаменитый Святослав Рихтер занимался по 8-9 часов в день! Но, все равно, исполнителей много хороших, а знаменитых - единицы.

- Вы работаете с детьми, видите, как они играют. Насколько много детей по-настоящему талантливых? Могут ли из современных деток родиться великие МУЗЫКАНТЫ?

- Конечно! Посмотрите, например, международный конкурс «Щелкунчик». Там дети так играют, сложнейшие произведения, просто диву даешься!

- Как вы считаете, такие талантливые дети от природы гении, или от преподавателя также много зависит?

- Преподаватель дает очень многое. Ребенка же нужно научить слышать музыку. Но и он сам должен стремиться к этому. Не все дети хотят играть, даже если они талантливы.  Я читал воспоминания о знаменитом  педагоге-скрипаче Столярском. Он выучил много одаренных детей, и был у него один мальчик с феноменальными способностями, но он не хотел заниматься, ему больше нравилось по улице гулять, и в результате вырос в хулигана. Хотя мог бы добиться больших  высот. Воспитание и помощь родителей также играют огромную роль.  

- У нас, в Пересвете, есть талантливые ученики?

- Есть, безусловно. Их немало. Среди детей всегда будет какой-то процент талантливых детей. Многие считают, что талант – это наследственный фактор. Но я считаю, что нельзя так однозначно утверждать. Например, вспомним биографию Бетховена – он настоящий гений! Хотя вырос в неблагополучной семье. А у Баха, наоборот, из поколения в поколение  в роду занимались музыкой. Хотя его как композитора при жизни не особо ценили.

- Вы столько лет отдали музыке – не хотели бросить всё, сменить профессию?

- Бывало, конечно, возникал такие мысли. С учениками работать не сахар – это вам скажет любой преподаватель. И дело не в том, что что-то не получается, а дело в том, что трудно работать, когда чувствуешь, что человек не хочет учиться. Вот, что тяжело.

Так что мысли «зачем мне это надо» приходили в голову периодически. Но после каникул всё снова становится на свои места, и снова возвращаешься к работе с удовольствием.  В любом случае с детьми работать – это счастье. Чем они лучше взрослых, так это тем, что они искренние, энергии  в них очень много.

К 40 годам, когда уже проработаешь определенное количество лет, начинаешь  понимать, что правильно сделал выбор, что это твой настоящий путь. Да, большой труд – добиться зримых успехов. Необходимо непрерывно заниматься, совершенствовать, не все выдерживают. Но только так можно достичь вершины своего мастерства. Не только в музыке, во всём.  И когда человек поймёт эту истину, он будет счастлив, обретёт гармонию жизни.


Беседовала Анна Хитрик

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2017 Наш Пересвет. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

При использовании материалов сайта ссылка на www.peresvet-gorod.ru обязательна.
Адрес электронной почты: info@peresvet-gorod.ru .

 

Рейтинг@Mail.ru