Спутники в чемодане, или Чем живёт НИЦ РКП?

Предприятия космической отрасли переживают сейчас не лучшее время. Чтобы остаться на плаву, многие компании были вынуждены пойти на сокращение персонала. Исключением не стало и градообразующее предприятие Пересвета ФКП “НИЦ РКП”. В декабре прошлого года в научном центре прошла первая волна сокращений, и по состоянию здоровья покинул свой пост генеральный директор Геннадий Сайдов. Вслед за этим по Пересвету поползли слухи, что постепенно все космические проекты закроются, а испытательные стенды будут разобраны и по возможности перепрофилированы под различные производства. За достоверной информацией мы обратились к возглавившему предприятие и. о. генерального директора Владимиру КУЧКИНУ.

— Владимир Николаевич, как затронул кризис НИЦ РКП?

— Время действительно непростое. ФКП “НИЦ РКП” занимается испытаниями ракетно-космической техники, в том числе двигательных установок новых ракет, ступеней ракет, космических аппаратов, и организационно находится в структуре Федерального космического агентства. Указом Президента от 28 декабря 2015 г. № 666 агентство 1 января 2016 года упразднено, ликвидационные мероприятия будут продолжаться до июля 2016 года. Обязанности агентства теперь осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”. Корпорация — это совершенно новое явление: она предполагает не только сохранение функций федерального органа исполнительной власти, но и управление предприятиями и организациями отрасли, в том числе и в промышленности. Федеральная космическая программа, а это главный документ, по которому космическая отрасль, в том числе и наше предприятие, собираются жить в ближайшее десятилетие, до сих пор формально не утверждена, хотя уже практически согласована. Срок её утверждения в планах правительства — март. Программа несколько раз корректировалась в сторону уменьшения расходов. Согласовать её правительство планирует к началу июля.

Так как нет утверждённой программы, то нет и заключённых договоров со многими предприятиями корпорации и, соответственно, заказчиков-разработчиков космической техники с нами, испытателями. Создается парадоксальная ситуация, когда мы, в общем, знаем, что и когда испытывать, а конкретных договоров, обеспечивающих регулярное финансирование, нет. А зарплату нужно выплачивать регулярно. Для выживания предприятия мы вынуждены оптимизировать нашу деятельность, изменять структурную схему, уменьшать расходы на управление. Перераспределяем персонал, сокращая численность не занятых в основной деятельности сотрудников. Начали с управления, уменьшили количество заместителей генерального директора. Изменения нацелены на сокращение уровней управления и, как следствие, количества руководящих должностей, а также повышение персональной ответственности за результаты работы. В сжатые сроки проводим уточнение организационной структуры с детализацией до каждого подразделения. Эта работа тесно увязана с сокращением непроизводственных расходов.

— Сколько сотрудников пришлось сократить? Будут ли дальнейшие сокращения?

— Если неопределённость с заключением договоров будет продолжаться, то придётся переходить на неполную занятость персонала. Возможен вынужденный простой работающих с выплатой 2/3 средней заработной платы. Очень не хочется это делать, в связи с уменьшением доходов нельзя допускать ухода самых квалифицированных сотрудников. Пока по соглашению сторон с выплатой трёх средних зарплат в декабре уволилось 166 человек, это пенсионеры. Нужно решить проблему удержания молодёжи и её профессионального роста. Структурные изменения — не цель, это необходимое средство сохранить предприятие. Потому что, несмотря на наши трудности, задачи по испытаниям РКТ, обслуживанию оборудования, модернизации стендовой базы никто не отменял. Похожая ситуация во всей космической отрасли, ведь она находится в самом разгаре процесса изменения и оптимизации. Заключение договоров по новым контрактам в рамках новой Федеральной космической программы улучшит ситуацию.

— Чем предприятие занимается сейчас?

— Предприятие работает. Испытательные работы продолжаются. В декабре завершились тепловакуумные испытания двух космических аппаратов МКА-Н, созданных компанией “Даурия Аэроспейс” по заказу Роскосмоса. Космические аппараты имеют габариты 10х20х30 сантиметров и массу чуть больше 10 килограммов. Несмотря на маленькие размеры, это полноценные космические аппараты. Наверное, впервые в тепловакуумную камеру для испытаний спутники устанавливались не краном, а вносились вручную через шлюз.

— Будут ли продолжены испытания ракеты “Ангара”?

— Если ориентироваться на проект ФКП, то в ней в 2019 году планируется старт с космодрома Плесецк лёгкой “Ангары-1.2” с тремя аппаратами системы спутниковой связи “Гонец”. С 2021 по 2025 год с этого же космодрома должны быть проведены ещё пять пусков этого носителя по гражданской программе. Соответственно наземные огневые испытания II ступени этой ракеты должны быть выполнены у нас на стенде № 102 в 2016 году. На стенде № 101 проводятся испытания агрегатного модуля “Ангары-1.2”.

Для тяжёлого варианта “Ангары” разрабатывается кислородно-водородный разгонный блок тяжёлого класса (КВТК) с новым двигателем РД-0146. Особенностью его работы является запуск при низком давлении. Чтобы испытать блок в наземных условиях, на комплексе № 106 завершается создание уникального стенда, не имеющего аналогов в России. Поэтапно создаются стенд высотных испытаний двигателя и самого КВТК. Это экологически чистый стенд, так как двигатель работает на кислородно-водородном топливе, а продуктом сгорания является вода. В обеспечение этих испытаний водородом переоснащается водородный завод. Испытательные работы проводятся в этом году.

— Планирует ли НИЦ РКП участвовать в проекте подготовки запуска ракеты “Протон-М” в рамках российско-европейского проекта по исследованию Марса ExoMars?

— Миссия Экзомарс состоит из двух запусков российской ракеты-носителя “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М”. Полёт 2016 года предусматривает отправку к Марсу европейских орбитального модуля и демонстрационного десантного модуля Schiaparelli. Старт намечен на 14 марта, на начало 12-дневного окна. В обеспечение этого полёта у нас испытательных работ не проводилось. Но в обеспечение следующего полёта миссии 2018 года, когда полезной нагрузкой будет марсоход, проектировщики предусмотрели тепловые испытания. Отработка марсохода на платформе должна быть проведена у нас в 2017 году. Для этого в специальной камере будут созданы условия марсианской атмосферы.

— Какие перспективы испытательного центра Роскосмоса?

— Всё, что заложено в Федеральной космической программе, Гособоронзаказе, должно быть обеспечено наземной отработкой. Это проведение огневых испытаний по темам “Ангара-1.2”, “Феникс”, “КВТК-Двина”, “Луна-25” (“Луна-Глоб”), МКС и другим, тепловакуумные испытания научных, народнохозяйственных и специальных космических аппаратов “Электро-Л”, “Электро-М”, “Луна-Глоб”, “Луна-Ресурс”, “Луна-Грунт”, “Арктика-М”, “Спектр-УФ”, ПТК “Федерация”, НЭМ и др.

Например, согласно заказу и потребностям Министерства обороны РФ, в 2018 году начнётся создание космического ракетного комплекса “Феникс”, завершение наземной экспериментальной отработки ключевых элементов ракеты-носителя намечено на 2025 год. В качестве двигателей первой ступени рассматривается использование РД-171 производства НПО “Энергомаш”, которые стоят на ракете “Зенит”. Новая ракета позволит выводить на низкую орбиту космические аппараты весом до 17 тонн, а на геостационарную орбиту — до 2,5 тонны. В перспективе ракета может стать модульной и состоять из нескольких блоков, вплоть до сверхтяжёлого класса. Опыт отработки ступеней РН “Зенит” в 80-х годах прошлого века на стенде № 102 безусловно будет использован при создании этой ракеты. Стенд такой размерности для холодных и огневых испытаний в России есть только у нас.

Согласно проекту ФКП, в 2021 году должен состояться первый запуск ракеты “Ангара-А5П” с новым пилотируемым кораблём, получившим название “Федерация”, а в 2023 году эту ракету предполагается использовать для запуска “Федерации” дважды — в беспилотном и пилотируемом режимах. Пилотируемый корабль тоже должен быть испытан у нас, на земле. Для его отработки в НИЦ РКП прорабатывается проект строительства новой большой тепловакуумной камеры.

В типовой план создания космических аппаратов входят проверки готовых лётных космических аппаратов в условиях эксплуатации, то есть в условиях космического пространства. Это залог их успешной работы на орбите. В январе 2016 года космическим аппаратом “Электро-Л” № 2, проходившем тепловакуумные испытания у нас, были получены и переданы первые снимки Земли в видимом и инфракрасном диапазоне. Мы будем испытывать и космический аппарат “Электро-Л” № 3. НПО имени С. А. Лавочкина уже закончило проектирование гидрометеорологического космического аппарата нового поколения — “Электро-М”. В период с 2021 по 2024 годы на орбиту выйдут четыре спутника этой серии, которые будут проводить многозональную сканирующую одновременную съёмку в 20 каналах, фиксировать молнии, производить измерения влажности и состояния магнитосферы и верхней атмосферы. Все они пройдут у нас тепловакуумные испытания. Ожидаем в конце года на испытания двигательную установку космического аппарата “Луна-Глоб”.

Беседовала Оксана Перевозникова
Газета «Вперёд»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2020 Наш Пересвет. Все права защищены.

При использовании материалов сайта ссылка на www.peresvet-gorod.ru обязательна.
Адрес электронной почты: info@peresvet-gorod.ru .

 

Top.Mail.Ru